«Каждая кухарка сможет управлять государством» - лозунг, брошенный В.И. Лениным в октябре 1917 года, и сегодня, во время реформирования ЖКХ, остаётся как нельзя более актуальным.
Выбор теплосчётчиков – один из многих выборов, возникающих в результате проведения этой реформы. Однако конечный потребитель, как ни странно, в этом выборе не участвует. Какие приборы учёта будут установлены в теплоцентре здания, в подавляющем количестве случаев, определяется в результате проведения конкурсов и аукционов, или проектно-монтажными организациями, нанятыми на эту работу. И в наименьшей степени они руководствуются при этом интересами конечного пользователя.
Аукционы делают свой выбор, согласно закону № 94-ФЗ от 21.07.2005, в пользу наименьшей цены. А технические требования к приборам, которые готовят тендерные комиссии, нередко изобилуют такими изысками, как «…масса тепловычислителя должен быть не более 0,75 кг.»!!!?? (Аукцион ГК Псковской области по установке приборов учёта…для бюджетных организаций инд. № 157-А-МЗ).
Представители проектно-монтажных фирм – специалисты, приглашённые для организации коммерческого учёта тепла, увы, так же не всегда делают выбор в интересах потребителя. Имея конечную стоимость объекта, они стремятся подобрать то, что подешевле. Они могут быть ангажированы каким–либо определённым производителем, или же попросту не уметь работать с разными типами теплосчётчиков.
Рекомендации теплоснабжающих организаций, лучше, чем кто-либо осведомлённых в этих вопросах, решают проблему сдачи-приёмки объекта, однако не снимают проблемы ангажированности. Следовательно, не факт, что действуют в интересах потребителя.
Казалось бы, правильные советы, типа «думать и анализировать», на практике разбиваются о простую истину, что нельзя быть профессионалом во всех областях.
Однако выход есть, и он, как всегда ясен и прост. В конце концов, что важно в теплосчётчиках для потребителя?
·цена
·точность
·надёжность работы
·доступность быстрого и качественного сервиса (ремонта и поверки)
Что мы делаем при выборе автомобиля или бытовой техники? Нам замечательно известно, чем Mercedes-Benz лучше Opel. А выбирая между Bosch, Electrolux и Indesit, мы откуда-то знаем соотношение между ценой и качеством.
Мировые бренды, чётко разделённые на разные секторы сбыта («дёшево и сердито», «простенько и со вкусом», «а-ля средний класс» и «дорого и роскошно»), весьма облегчают наши муки выбора.
Россия всё больше вписывается в мировую экономику. На каждом шагу мы сталкиваемся с этим. И всё чаще мы начинаем жить по реальным законам экономики. Отечественная промышленность, несмотря на отсутствие поддержки государства, и испытывая постоянное давление со стороны различных чиновничьих структур, тем не менее развивается по тем же законам. У отечественных заводов - производителей теплосчётчиков, проработавших на рынке 15-20 лет и более, появились и своя история, и репутация. Ими научились дорожить. Название этих предприятий и приборов, ими производимых, стали брендами в своей области. Вот реальность сегодняшнего дня и этим можно и нужно воспользоваться.
За основными производителями теплосчётчиков (в России их 7-8) стоят и своя прикладная наука, и налаженное производство, и разветвлённая сервисная сеть. Что бы ни говорилось, очевидно, чем больше серия и срок выпуска определённых моделей приборов, тем выше их качество и ниже себестоимость. Возможные сбои из-за проблем с поставкой и качеством комплектующих, случаи несоблюдения технологии, выявляются и ликвидируются быстро. Конкуренция между основными производителями заставляет их регулярно выводить на рынок новое более технологичное оборудование. Наличие дилерской сети позволяет ускорить доставку теплосчётчиков на объекты, а сервисные центры – решить основные проблемы ремонта и поверки на местах.
Почтенный, для нашей страны, возраст заводов-изготовителей (15-20 лет), значительно увеличивает шансы найти эти предприятия лет через 10-12, когда придёт время замены морально и физически устаревших приборов на новые модификации.
Да и теплоснабжающие организации при всём разнообразии взглядов своих специалистов предпочитают иметь дело с обкатанным набором известных приборов, чем с каким-то новоявленным отечественным или импортным «чудом», чего от которого ждать никто не знает, и куда бежать, когда оно вдруг сломается, не подозревают. Хлопот от них много, а то, что они лучше других, очень большой вопрос. Существуют ещё и импортные бренды. Однако при нынешнем курсе рубля к евро и доллару соотношение цена-качество явно не в их пользу.
Итак, выбрав тот или иной завод - изготовитель из лидеров отрасли, остаётся найти монтажную организацию, представляющую понравившийся бренд в своём регионе, и убедиться в том, что завод-изготовитель действительно рекомендует именно этих специалистов (рекомендацией обычно является сертификат, выданный заводом). Это уменьшает риски в отношении качества работ, и в какой-то мере влияет на конечную цену. Фирменные монтажные структуры - не самые дешёвые на рынке (качество стоит денег) однако, как правило, они получают от завода специальную цену на приборы.
С ними же проговариваются условия гарантийного и послегарантийного обслуживания. Желательно, чтобы основная часть выполняемых работ по ремонту и поверке проходила в вашем регионе.
Ну, а проблем с точностью показаний приборов у ведущих заводов- изготовителей обычно не бывает. По крайней мере, в платёжных квитанциях за теплопотребление это вряд ли отразится.
Конечно, бренды - не панацея. Крупные заводы, бывает, меняют владельцев и, переживая собственный кризис, закрываются. А новые молодые предприятия агрессивно выходят на рынок, выводя достойную продукцию. Однако эти подробности для тех, кто желает глубже окунуться в новую для него тему.
Главное не забывать, что теплосчётчик - это всего лишь прибор, призванный определить справедливую оплату за использованную тепловую энергию. Настоящая работа по энергосбережению начинается только после его установки. И вот тут-то придётся вникать по полной. Если, конечно, «кухарки» желают управлять государством.
Никитин Павел Борисович
Генеральный директор
Консорциума ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ
.