Приборный учёт расхода энергоресурсов - краеугольный камень 261 Федерального закона «Об энергосбережении…». Но если с измерением и оплатой электроэнергии, воды и газа всё более-менее понятно, то с организацией коммерческого учёта тепла процесс серьёзно пробуксовывает.
Сама установка теплосчётчика никаких технических сложностей не предполагает. Однако, гораздо более значительная по сравнению с водомерами и электросчётчиками стоимость комплекса приборов учёта тепла и их установки, а так же отсутствие опыта их эксплуатации в жилищном секторе, стало серьёзным препятствием для реализации 261 Федерального закона в намеченные сроки.
Да, и после установки теплосчётчиков, вопросов не убывает, и один из ключевых - кто будет считать? У наших западных соседей, где эти проблемы давно уже решены, считает и обеспечивает справедливость расчётов, как правило, поставщик энергоресурсов. Российская история взаимоотношений между поставщиками и потребителями на доверительный лад не настраивает.
При расчётном (без приборов) методе измерения тепловой энергии у потребителя всегда было чувство, что расчёты ведутся с большим запасом и не в его пользу. Установка приборов как будто это доказывала. Плата за потреблённую энергию по теплосчётчику была обычно ниже расчётной на 15-20 процентов. Объяснялось это и низким качеством поставляемой тепловой энергии (котельные выдавали теплоноситель в здание с нарушением температурного графика) и засорённостью внутренней системы отопления потребителя, не пропускающей необходимого количества теплоносителя.
Со своей стороны и у поставщиков тепла были небезосновательные подозрения, что потребитель, получив в свои руки сложный технический комплекс, непременно постарается внести в его работу какие-нибудь корректировки, занижающие реальные показатели. Контролирующие службы, занимаясь частными случаями, навести порядок не в состоянии - проблема системная. По мере увеличения приборного парка проблема начинает перерастать в кризис, приводящий к коллапсу. Квитанциям за тепло не доверяет ни одна из сторон.
Результат – резкий рост дебиторской задолженности. По разным оценкам на 01 июля 2012 года она составляет от 45 до 110 миллиардов рублей. Взыскание большей части этой задолженности бесперспективно в связи с отсутствием доказательной базы. Приборы учёта у большинства потребителей отсутствуют.
Решение проблемы – появление третьей стороны, которая могла бы гарантировать достоверность учёта энергоресурсов и справедливость начисления платежей по их показаниям. Такой стороной должны стать независимые операторы коммерческого учёта.
Это организации, которые будут заниматься проектированием, монтажом, обслуживанием приборов учёта энергоресурсов, а также составлением отчётов о теплопотреблении, а может быть, и выставлением счетов.
Участие в создании операторов коммерческого учёта могли бы принять и теплоснабжающие организации, и муниципальные образования, и управляющие компании. Однако основным недостатком деятельности таких операторов может стать отстаивание интересов своего учредителя, что, увы, не поможет решению обозначенных проблем.
Производители приборов учёта и измерительных систем являются самыми заинтересованными в точности и достоверности показаний своих приборов. Они могут и должны стать той самой третьей стороной, которая не только обеспечит техническую сторону коммерческого учёта, но и предоставит необходимую инфраструктуру: региональные сервисные центры, монтажные и обслуживающие организации.
Участие производителей приборов значительно снизит стоимость всех работ, а имидж и деловая репутация станут серьёзным залогом доверия к предоставляемой информации об энергопотреблении.
Консорциум ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ, в составе Некоммерческого партнёрства «Метрология энергосбережения», объединяющее ведущих отечественных производителей приборов учёта, всерьёз взялся за организацию отрасли операторов коммерческого учёта. Эта работа была поддержана Агентством стратегических инициатив.
Партнёрством разрабатываются новые стандарты, по которым придётся работать будущим операторам. Президентом Российской Федерации было дано поручение Министерству энергетики поддержать эту инициативу на всех уровнях.
21-22 ноября в Санкт-Петербурге на научно-практической конференции, секция «Коммерческий учёт энергоносителей», проводимой в рамках четвёртого конгресса «Энергоэффективность XXI век» были всесторонне рассмотрены различные аспекты текущего состояния приборного учёта в Российской Федерации, предложены пути решения проблем и определены основные направления развития коммерческого учёта энергоносителей.
По итогам обсуждения в рамках секции «Коммерческий учёт энергоносителей» участники Конгресса подготовили резолюцию, в которой предложили рекомендовать:
1) Государственной Думе РФ:
-Законодательно определить термин (определение) «Оператор учёта энергоресурсов»,
-Определить статус Оператора учёта: полномочия, обязательства, права, ответственность и т.д.
-Для реализации данных задач внести изменения и дополнения в действующие правовые акты РФ.
-Разделить полномочия исполнительных, законодательных органов государственной власти и СРО на законодательном уровне в сфере учёта потребления энергоносителей.
2) Правительству РФ:
-Сформировать нормативную базу по приборному учёту потребления энергоносителей.
-Создать единую общероссийскую систему учёта потребления энергоносителей, обеспечивающей достоверную картину энергопотребления, позволяющей государству реально оценивать энергоэффективные мероприятия, контролировать энергопотребление во всех регионах, вести энергобаланс территорий.
-Разработать эффективные механизмы финансирования и гарантий возврата средств, вложенных и государством, и бизнесом в организацию приборного учёта потребления энергоносителей, а также механизмы стимулирования внедрения энергоэффективных мероприятий.
3)Организациям, работающим в сфере приборного учёта:
-Инициировать организацию СРО Операторов учёта потребления энергоресурсов с последующим формированием отрасли операторов учёта.
-При создании СРО учесть, что Оператор учёта потребления энергоресурсов выступит как лицо, юридически независимое ни от поставщиков, ни от потребителей энергоресурсов, обеспечивающее достоверность информации о потребленных энергоресурсах.
-Операторы учёта должны нести полную ответственность за качество и достоверность учёта, что делает их крайне заинтересованными в современных нормативных и технических разработках, а также в эффективных управленческих решениях.
И, несмотря на то, что ни в одном из существующих законов статус операторов коммерческого учёта пока не определён, работу по их созданию при доброй воле всех заинтересованных сторон можно и нужно вести уже сейчас. Иначе силы и средства, вложенные в организацию коммерческого учёта, могут не принести ожидаемого результата – справедливой оплаты потреблённого энергоресурса.
Никитин Павел Борисович
Генеральный директор
Консорциума ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ