На сегодняшний день в нашей стране все большую актуальность получает проблематика сбережения энергетических ресурсов и повышения энергоэффективности региональной экономики. Долгие годы плановой экономики было принято не обращать на это внимания - никто не придавал этому гриф серьезности, поскольку стояли другие задачи. Сроки были определены, цель оправдывала средства. С одной стороны это была пора больших достижений, но с другой - мало кто задумывался какой ценой это было достигнуто.
Сегодня вопрос затрат на получение того или иного блага стоит особенно актуально - конкурентная среда рыночных отношений постоянно заставляет производителей различных услуг и продуктов экономить на всем, где это возможно с целью достижения желаемой прибыли. Собственники предприятий готовы осуществить серьезные инвестиции с целью повышения маржинальности собственного бизнеса за счет оптимизации использования сырья, рабочей силы и даже финансовых ресурсов.
Повышение эффективности использования энергетических ресурсов для производственного предприятия очень важный аспект в общей работе по оптимизации затрат и повышению общей эффективности работы всего комплекса. Но для многих производственных предприятий данный вопрос обретает очень распространенное решение - производство тепловой энергии собственными силами. Давайте рассмотрим на примере.
Крупное производственное предприятие размещается в нескольких производственных цехах. Методика расчета мощности отопительной системы учитывает размеры отапливаемых помещений, термосопротивление ограждающих конструкций, конкретные климатические условия местности и даже размещение корпусов относительно розы ветров. Сами промышленные цеха занимают огромные площади. Например, в климатических условиях средней полосы России для производственного комплекса общей площадью отапливаемых помещений 180 тыс. куб. метров необходимый объем потребления составит около 9-13 тыс. Гкал в год. В подобной ситуации уже следует задуматься о расчете эффективности применения собственной мини-котельной. Важнейшим преимуществом автономных источников тепла является возможность оперативно реагировать на изменение внешней температуры, что крайне затруднительно при существующей системе в условиях централизованного отопления. Таким образом, в современных условиях децентрализация теплоснабжения и использование автономных котельных становятся одним из действенных способов сокращения расходов предприятия.
На первый взгляд учет для подобного производственного предприятия с автономной децентрализованной системой отопления не нужен. Действительно, на экономике региона и на региональном бюджете автономная котельная напрямую не отражается (в том случае, если избытками тепловой энергии, сгенерированными этим производством не пользуются объекты социальной сферы или ЖКХ, расположенные по близости), но вот для внутреннего учета и грамотного распределения общих по предприятию затрат по теплу между различными объектами и цехами - учет необходим. Правильно организованный и достоверно проводимый учет потребления энергоносителей подразделениями производственного предприятия ведет к грамотной калькуляции себестоимости продукта, что в свою очередь обеспечивает правильное ценообразование. Конкурентоспособная цена на сегодняшнем рынке - залог успеха предприятия, а поскольку деятельность растущего предприятия наращивает ВРП отдельно взятого субъекта - отсюда и прямое влияние на экономику региона. Здесь следует подвести итог, что повышение конкурентоспособности производственных предприятий регионов России (в том числе и за счет снижения себестоимости и повышения их энергоэффективности) ведет к увеличению общего ВВП и росту экономики в целом.
Производственная сфера - хоть и ведущий, но не единственный фактор региональной экономики. Существенное влияние оказывает социальная сфера и жилищно-коммунальное хозяйство, как неотъемлемые институты качественной жизнедеятельности человека.
Жилищно-коммунальное хозяйство - особая сфера экономики региона. Это сложный комплекс общественного сектора экономики, включающий производство, распределение и потребление ресурсов в условиях их ограниченности. Более того, этот комплекс находится в сфере государственного регулирования и территориального управления. Условия деятельности предприятий ЖКХ отличаются тем, что они работают в рыночных условиях, но не могут рассчитывать на получение большой прибыли. Администрация и другие органы регионального управления, защищая интересы населения, ограничивают их ценовую политику по средствам тарифного регулирования. Вышеуказанные органы преследуют целью установление доступной и справедливой оплаты за услуги ЖКХ при стремлении к неизменному улучшению их качества.
Так же следует определиться из каких составляющих складывается данная оплата, что такое «тариф». Тариф - это инвестиционные и производственные программы ресурсоснабжающих компаний (затраты организаций коммунального комплекса на капитальный и текущий ремонт оборудования и сетей, их модернизацию и обновление), плюс стоимость самого ресурса, плюс хозяйственные затраты компаний (оплата труда персонала, содержание материально-техническая база). Здесь, как и в сфере производства, энергетические ресурсы играют важную роль. Разберем на примере Самарской области.
Самая большая статья расходов в платежке за коммунальные услуги - это плата за отопление и горячее водоснабжение, около 60%. Львиную долю затрат в структуре тарифа на тепловую энергию составляет топливо. В регионе котельные теплоснабжающих предприятий работают на различных видах топлива – это природный газ, уголь, мазут, дизельное топливо и другие. По каждому виду топлива своя цена, и она существенно разнится. Так, к примеру, стоимость топочного мазута и дизельного топлива намного выше стоимости природного газа, угля и дров. Выше цена на топливо, больше размер самого тарифа на тепловую энергию. Поставку тепловой энергии в Самарской области осуществляют различные теплоснабжающие организации. По каждой организации министерством энергетики и ЖКХ Самарской области утверждается экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию. Все данные, которые предоставляются поставщиками коммунальных услуг, самым тщательным образом анализируются и проверяются. Все это и ложится в основу расчета тарифа, оплаты за услуги ЖКХ, взимаемые с населения. Нет необходимости указывать на степень важности организации учета этих ресурсов: на месте их производства, в процессе транспортировки и непосредственно на месте их потребления - на входе в жилой дом.
Подводя итог всему вышесказанному нет смысла говорить о том, какую степень важности здесь приобретает достоверный и точный контроль и учет тех самых энергетических ресурсов, которые сетью пропитывают все сферы и отрасли региональной экономики. К большому сожалению, не всегда приборы учета, показывающие недостоверные показания, допускают ошибку из-за их некачественного производства или халтурной проверки. Хотя и такие случаи иногда встречаются. Но основная проблема не в этом. Как показали тестовые испытания различных независимых компаний, участников рынка энергосбережения, не все приборы учета, применяемые на объектах различных сфер региональной экономики, имеют необходимую защиту от несанкционированного доступа. Таким образом получается, что после сдачи подобного узла в так называемый коммерческий учет, показания прибора могут быть сфальсифицированы. И только на первый взгляд ущерб может показаться несущественным. Если пройти по всей цепочке и оценить местоположение эффективного использования ограниченных энергоресурсов, а также его влияние на экономику региона, становится понятно, что подобная фальсификация может привести к ощутимому урону.
В этой ситуации основная задача потребителя - не ошибиться со своим выбором и обратить особое внимание не качество подбора того оборудование, которое в дальнейшем приобретет достаточно важную роль, в какой бы сфере региональной экономике оно не применялось. Потребителю необходимо быть уверенным, что тот продукт, который он выбрал - отражает реальную ситуацию потребления, а не «работает на карман» мошенников.
В статье использовались материалы, официально опубликованные на сайте Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области
Сведения об авторе:
Талюкин Даниил Александрович
заместитель коммерческого директора ЗАО "ТЕРМОТРОНИК"