Вносится Правительством Российской Федерации
Проект №475885-4
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об обеспечении единства измерений
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона
1. Целями настоящего Федерального закона являются:
защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
обеспечение потребности государства и общества в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны, безопасности государства, в том числе экономической;
содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-технического прогресса.
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении измерений, установлении и исполнении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, применении средств измерений, стандартных образцов, методик и методов измерений, а также при осуществлении иной деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
3. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, проводимые при:
осуществлении деятельности в области здравоохранения;
осуществлении ветеринарной деятельности;
осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;
выполнении работ по организации и обеспечению безопасных условий и охраны труда;
выполнении работ по обеспечению промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров;
выполнении государственных учетных операций;
оказании услуг почтовой связи и учете объемов оказанных услуг электросвязи операторами связи;
осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;
осуществлении геодезической и картографической деятельности;
осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;
проведении банковских, налоговых и таможенных операций;
выполнении работ по оценке соответствия;
проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;
выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;
осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).
4. К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, проводимые при осуществлении иных видов деятельности, если в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, защиты имущественных интересов государства, юридических и физических лиц законодательством Российской Федерации данные измерения отнесены к сфере государственного регулирования либо установлены границы погрешности данных измерений или границы погрешности применяемых средств измерений и стандартных образцов.
5. Обязательные требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений и деятельности по обеспечению единства измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
6. Порядок обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
аттестация методов и (или) методик измерений - исследование и подтверждение соответствия методов и (или) методик измерений установленным обязательным метрологическим требованиям к измерениям;
ввод в эксплуатацию - документально оформленная в установленном порядке готовность использования средства измерения по назначению;
государственный метрологический надзор-контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая полномочным федеральным органом исполнительной власти и заключающаяся в систематическом наблюдении и проверке соблюдения установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований, а также в принятии установленных законодательством Российской Федерации мер в отношении правонарушителей за нарушения, выявленные во время надзорных действий;
государственный научный метрологический институт - специализированное федеральное государственное унитарное предприятие в области обеспечения единства измерений, в котором содержатся государственные первичные эталоны единиц величин;
государственный первичный эталон единицы величины - государственный эталон, обеспечивающий воспроизведение, хранение и передачу единицы величины с наивысшей в стране точностью, утверждаемый в этом качестве в установленном порядке и применяемый в качестве исходного на территории Российской Федерации;
государственный региональный центр метрологии - специализированное федеральное государственное учреждение в области регионального обеспечения единства измерений;
государственный эталон единицы величины - эталон единицы величины, находящийся в федеральной собственности;
единица величины - фиксированное значение величины, принятое за единичную меру данной величины, которое применяется для количественного выражения однородных с ней величин;
единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению единицах величин, а погрешности измерений не выходят за установленные границы;
измерение - совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины;
испытания средств измерений или стандартных образцов в целях утверждения типа - научно-исследовательские работы по определению метрологических и технических характеристик однотипных средств измерений или стандартных образцов;
калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений;
метод измерений - логическая последовательность операций, описанная в общем виде, используемая при выполнении измерений;
методика измерений - совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с погрешностью, не выходящей за установленные границы;
метрологическая служба - структурное подразделение в центральном аппарате федерального органа исполнительной власти и (или) его территориальных органах, юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица или объединения юридических лиц, их должностные лица, выполняющие определенные работы и (или) оказывающие услуги в области обеспечения единства измерений;
метрологические требования - требования к характеристикам (параметрам) измерений, средств измерений, стандартных образцов, влияющим на результат и погрешность измерений, атакже к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены;
метрологическая экспертиза - анализ и оценка правильности установления и соблюдения метрологических требований применительно к объекту, подвергаемому экспертизе. Метрологическая экспертиза проводится в обязательном (обязательная метрологическая экспертиза) или добровольном порядке;
обязательные метрологические требования - метрологические требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательные к исполнению на территории Российской Федерации;
передача единицы величины - приведение единицы величины, хранимой средством измерений, к единице величины, воспроизводимой эталоном данной единицы величины;
поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям;
погрешность измерений - разность между результатом измерений и истинным значением измеряемой величины;
погрешность средства измерений - разность между показанием средства измерений и истинным значением измеряемой величины;
погрешность стандартного образца - разность между значением величины, характеризующей состав или свойство стандартного образца, а также любой его части, и истинным значением соответствующей величины;
прослеживаемость - свойство эталона единицы величины или средства измерений, заключающееся в документально подтвержденном установлении его связи с государственным первичным эталоном соответствующей единицы величины;
прямое измерение - измерение, при котором значение величины определяется непосредственно по показаниям применяемого средства измерений;
сличение эталонов - совокупность операций, устанавливающих соотношение между единицами величин, воспроизводимых эталонами одного уровня точности и в одинаковых условиях;
средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений;
стандартный образец - образец вещества (материала) с установленными по результатам испытаний значениями одной или более величин, характеризующих состав или свойство этого вещества (материала);
технические системы и устройства с измерительными функциями - технические системы и устройства, имеющие один или несколько измерительных каналов и выполняющие кроме измерительных иные функции (испытательное оборудование, игровые автоматы, диагностическое оборудование и другие);
технические требования - требования, которые определяют общие конструкторские характеристики средств измерений (без ограничения их технического совершенствования) в целях сохраняемости метрологических характеристик в процессе эксплуатации средств измерений, достижения достоверности, простоты и недвусмысленности результата измерений, предотвращения несанкционированного вмешательства;
тип средств измерений - совокупность средств измерений, предназначенных для измерений одних и тех же величин, выраженных в одних и тех же единицах величин, основанных на одном и том же принципе действия, имеющих одинаковую конструкцию и изготовленных по одной и той же технической документации;
тип стандартных образцов - совокупность стандартных образцов одного и того же назначения, изготавливаемых из одного и того же вещества (материала) по одной и той же технической документации;
утверждение типа средств измерений или стандартных образцов - документально оформленное в установленном порядке решение уполномоченного на это федерального органа исполнительной власти о признании соответствия типа средств измерений или стандартных образцов метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний;
фасованные товары в упаковках - товары, которые упаковываются в отсутствие покупателя, при этом содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформирования, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, определяющие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке;
эталон единицы величины - техническое средство, предназначенное для воспроизведения, хранения и передачи единицы величины.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений
1. Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, регулирующие отношения в области обеспечения единства измерений, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся предмета регулирования настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Статья 4. Международные договоры
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений, то применяются правила международного договора.
Глава II. Общие требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, средствам измерений, стандартным образцам
Статья 5. Требования к измерениям
1. При выполнении измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений должны соблюдаться обязательные метрологические требования к измерениям, в том числе установленные границы погрешности измерений, а результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.
2. Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по методам и (или) методикам измерений, соответствующим обязательным метрологическим требованиям.
Методы и (или) методики, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методов и (или) методик измерений обязательным метрологическим требованиям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений.
В остальных случаях подтверждение соответствия методов и (или) методик измерений обязательным метрологическим требованиям осуществляется путем их аттестации. Сведения об аттестованных методах и (или) методиках измерений вносятся в Федеральный информационный фонд в области обеспечения единства измерений.
3. Аттестацию методов и (или) методик измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке в системе аккредитации в области метрологии.
4. Порядок аттестации методов и (или) методик измерений и их применения устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, формирует перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и вносит его в Федеральный информационный фонд в области обеспечения единства измерений.
Статья 6. Единицы величин
1. В Российской Федерации применяются единицы величин Международной системы единиц, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии и принятые Генеральной конференцией по мерам и весам.
Правительством Российской Федерации могут быть допущены к применению наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин.
Наименования единиц величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, их обозначения, правила написания, а также правила их применения утверждаются Правительством Российской Федерации.
2. Характеристики и параметры продукции, поставляемой на экспорт, в том числе средств измерений, могут быть выражены в единицах величин, предусмотренных договором (контрактом), заключенным с заказчиком.
Статья 7. Эталоны единиц величин
1. Единицы величин передаются средствам измерений, техническим системам и устройствам с измерительными функциями с помощью эталонов единиц величин.
В Российской Федерации применяются эталоны единиц величин, прослеживаемые к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин.
2. Государственные эталоны единиц величин образуют эталонную базу Российской Федерации.
Государственные первичные эталоны единиц величин не подлежат приватизации.
Сведения о государственных эталонах единиц величин вносятся в Федеральный информационный фонд в области обеспечения единства измерений.
3. Государственные первичные эталоны единиц величин содержатся и применяются в государственных научных метрологических институтах.
4. Государственные первичные эталоны единиц величин подлежат утверждению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.
Государственные первичные эталоны единиц величин подлежат международным сличениям. Ответственность за своевременное представление государственного первичного эталона единицы величины на сличение несет государственный научный метрологический институт, содержащий данный государственный первичный эталон единицы величины.
5. Порядок утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, применения эталонов единиц величин, используемых для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования, а также порядок передачи единиц величин и оплаты за их передачу устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 8. Стандартные образцы
1. Стандартные образцы предназначены для воспроизведения, хранения и передачи характеристик состава или свойств веществ (материалов), выраженных в количественных значениях единиц величин, допущенных к применению в Российской Федерации.
2. В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений применяются стандартные образцы утвержденных типов.
Статья 9. Средства измерений
1. В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие выполнение иных обязательных требований к измерениям и средствам измерений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений.
При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
2. Конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированной настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.
3. Порядок отнесения технических средств к средствам измерений устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Статья 10. Технические системы и устройства с измерительными функциями
1. Технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые в сфере государственного регулирования, должны соответствовать обязательным требованиям.
2. Измерительные каналы технических систем и устройств с измерительными функциями должны быть защищены от несанкционированного доступа к узлам, воздействие на которые может привести к искажениям результатов измерений.
3. Обязательные требования к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, а также формы оценки их соответствия указанным требованиям устанавливаются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Глава III. Формы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений
Статья 11. Формы государственного регулирования
Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений осуществляется в следующих формах:
утверждение типов средств измерений и стандартных образцов;
поверка средств измерений;
метрологическая экспертиза;
государственный метрологический надзор;
аттестация методов и (или) методик измерений;
аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области метрологии.
Статья 12. Утверждение типа средств измерений и стандартных образцов
1. Средства измерений и стандартные образцы, применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежат обязательному утверждению их типа.
При утверждении типа средств измерений устанавливаются границы погрешности измерений, интервал между поверками, а также методика поверки данного типа средств измерений.
2. Решение об утверждении типа средств измерений и стандартных образцов принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на основе положительных результатов испытаний.
Утверждение типа средств измерений и стандартных образцов удостоверяется свидетельством об утверждении типа, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.
В течение срока действия документа об утверждении типа средств измерений интервал между поверками может быть изменен только федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.
3. На каждый экземпляр средств измерений утвержденного типа, сопроводительные документы к указанным средствам измерений и на сопроводительные документы к стандартным образцам утвержденного типа наносится знак утверждения их типа.
Конструкция средства измерений должна обеспечивать нанесение этого знака в месте, доступном для просмотра.
Если конструктивные особенности не позволяют нанести указанный знак непосредственно на средство измерения, то он наносится на сопроводительные документы.
4. Испытания в целях утверждения типа средств измерений и стандартных образцов проводятся государственными научными метрологическими институтами.
Указанные испытания могут приводить иные юридические лица, аккредитованные в установленном порядке в системе аккредитации в области метрологии.
5. Информация об утвержденных типах средств измерений и стандартных образцов вносится в Федеральный информационный фонд в области обеспечения единства измерений.
6. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений и стандартных образцов, выдачи свидетельства об утверждении типа, установления и изменения срока действия утверждения типа и интервала между поверками, требования к знаку утверждения типа средств измерений и стандартных образцов устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Порядок утверждения типа средств измерений и стандартных образцов, а также порядок проведения испытаний в целях утверждения типа устанавливаются с учетом характера производства выпускаемой продукции (серийное или единичное производство).
7. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку, выпуск в обращение и эксплуатацию средств измерений, а также стандартных образцов, не предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут в добровольном порядке представлять их на утверждение типа.
Статья 13. Поверка средств измерений
1. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, при выпуске в обращение или вводе в эксплуатацию, в том числе после ремонта, подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие средства измерений, обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
2. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверку которых осуществляют государственные региональные центры метрологии.
Поверку остальных средств измерений осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке в системе аккредитации в области метрологии.
3. Результаты поверки удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра.
Если особенности конструкции средства измерений или условия эксплуатации обоснованно не позволяют наносить знак поверки непосредственно на средство измерений, знак поверки наноситься на свидетельство о поверке.
4. Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
5. Сведения о результатах поверки вносятся в Федеральный информационный фонд в области обеспечения единства измерений.
6. Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут на добровольной основе подвергаться поверке.
Статья 14. Метрологическая экспертиза
1. Содержащиеся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требования к измерениям, средствам измерений и стандартным образцам подлежат обязательной метрологической экспертизе.
Заключения обязательной метрологической экспертизы в отношении указанных требований рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.
Обязательная метрологическая экспертиза проводится государственными научными метрологическими институтами.
2. Обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов проводится также в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Указанную экспертизу проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке в системе аккредитации в области метрологии.
3. Порядок проведения обязательной метрологической экспертизы положений нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих требования к измерениям, средствам измерений и стандартным образцам, устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. В добровольном порядке может проводиться метрологическая экспертиза стандартов организаций, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, в отношении которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная метрологическая экспертиза.
Статья 15. Государственный метрологический надзор
1. Государственный метрологический надзор осуществляется за:
соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к средствам измерений, стандартным образцам, эталонам единиц величин при их выпуске в обращение, продаже и эксплуатации, и к условиям эксплуатации средств измерений, стандартных образцов и эталонов единиц величин;
наличием и соблюдением аттестованных методов и (или) методик измерений;
соблюдением обязательных требований к измерениям при продаже и расфасовке товаров, в том числе к отклонениям количества продаваемого товара и фасованного товара в упаковках от заявленного значения.
2. Государственный метрологический надзор распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:
измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
выпуск из производства средств измерений, эталонов единиц величин и стандартных образцов, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и эксплуатацию на территории Российской Федерации;
расфасовку и оптовую продажу фасованных товаров в упаковках, в том числе импортируемых товаров.
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выпуск из производства средств измерений и стандартных образцов, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации и продажу, обязаны уведомлять о данной деятельности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору в области обеспечения единства измерений, не позднее трех месяцев с момента начала ее осуществления. Порядок уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
4. Обязательные требования к отклонениям количества фасованного товара в упаковках от заявленного значения при их расфасовке устанавливаются техническими регламентами.
В технических регламентах также могут содержаться обязательные требования к оборудованию, используемому для расфасовки и контроля расфасовки, правила оценки соответствия отклонения количества фасованного товара в упаковке от заявленного значения, обязательные требования к упаковке, маркировке или этикеткам фасованного товара и правилам их нанесения.
Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный метрологический надзор
Государственный метрологический надзор проводят федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору в области обеспечения единства измерений, а также другие федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации осуществлять данный вид надзора в установленной сфере деятельности.
Порядок проведения государственного метрологического надзора, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, а также распределение полномочий между ними устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
Статья 17. Права и обязанности должностных лиц при проведении государственного метрологического надзора
1. Обязанность проведения проверок при осуществлении государственного метрологического надзора возлагается на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по государственному метрологическому надзору, и их территориальных органов.
2. Должностные лица, осуществляющие государственный метрологический надзор, вправе беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения:
посещать объекты независимо от формы собственности и подчиненности этих объектов, где проводятся измерения, производятся, продаются эталоны единиц величин, средства измерений и стандартные образцы, на которые распространяются обязательные требования;
получать документы и сведения, необходимые для проведения проверок.
3. Должностные лица, осуществляющие государственный метрологический надзор, обязаны:
проверять соответствие используемых единиц величин единицам, допущенным к применению;
проверять состояние и применение эталонов единиц величин;
проверять состояние и условия эксплуатации средств измерений и стандартных образцов на соответствие их обязательным требованиям;
проверять наличие и соблюдение аттестованных методов и (или) методик измерений;
проверять соблюдение обязательных требований к измерениям при продаже товаров и расфасовке товаров, в том числе к отклонениям количества продаваемого товара и фасованного товара в упаковках от заявленного значения;
проверять соблюдение установленного порядка уведомления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указанными в части 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, о своей деятельности;
проверять соблюдение установленных обязательных требований к измерениям;
соблюдать коммерческую, служебную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну.
4. При выявлении нарушений должностное лицо обязано:
запрещать выпуск в обращение и продажу средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, неутвержденных типов или не соответствующих обязательным требованиям;
запрещать применение средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих установленным обязательным требованиям, а также неповеренных средств измерений при выполнении измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
наносить на средства измерений знак непригодности и аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений не соответствует обязательным требованиям;
давать обязательные к исполнению предписания и устанавливать сроки устранения нарушений обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, а также назначать административные наказания в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направлять материалы о нарушениях требований законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений в судебные и следственные органы.
5. При выявлении нарушений должностное лицо имеет право вносить предложения об аннулировании аккредитации на право поверки средств измерений в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных обязанностей.
Форма знака непригодности средств измерений и порядок его нанесения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
ГлаваIV. Калибровка средств измерений
Статья 18. Калибровкасредств измерений
1. Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут на добровольной основе подвергаться калибровке.
Калибровка производится с использованием эталонов единиц величин, прослеживаемых к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие калибровочные работы, в добровольном порядке могут быть аккредитованы в системе аккредитации в области метрологии.
3. Результаты калибровки, выполненные аккредитованными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в системе аккредитации в области метрологии, могут быть использованы при поверке средств измерений в порядке, установленном федеральном органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Глава V. Аккредитация в области метрологии
Статья 19. Аккредитация в области метрологии
1. Аккредитация в области метрологии осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги в области обеспечения единства измерений.
2. Аккредитация в области метрологии осуществляется на основе принципов:
добровольности;
независимости органов, осуществляющих аккредитацию;
единых правил аккредитации, их открытости и доступности;
обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;
недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях Российской Федерации и для определенного круга потребителей работ и услуг в области обеспечения единства измерений.
3. Положение о системе аккредитации в области метрологии, содержащее структуру системы, определение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего аккредитацию, правила по аккредитации в системе и порядок ее функционирования, порядок оплаты проведения работ привлекаемыми экспертами по аккредитации, утверждает Правительство Российской Федерации.
Глава VI. Информация в области обеспечения единства измерений
Статья 20. Федеральный информационный фонд в области обеспечения единства измерений
1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, другие документы, информационные базы данных по вопросам обеспечения единства измерений, международные документы, сведения о международных договорах Российской Федерации в области обеспечения единства измерений, сведения об аттестованных методах и (или) методиках измерений, перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения о государственных эталонах единиц величин, информация об утвержденных типах средств измерений и стандартных образцов, сведения о результатах поверки образуют Федеральный информационный фонд в области обеспечения единства измерений.
Ведение Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений и предоставление сведений, содержащихся в нем, организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.
2. Заинтересованным лицам обеспечивается предоставление информации, содержащейся в Федеральном информационном фонде в области обеспечения единства измерений, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной, коммерческой, служебной и (или) иной охраняемой законом тайны, такой доступ должен быть ограничен.
3. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений, передачи сведений в него и условия предоставления информации, содержащейся в нем, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава VII. Организационные основы обеспечения единства измерений
Статья 21. Федеральные органы исполнительной власти, государственные научные метрологические институты и региональные центры метрологии, иные лица, осуществляющие деятельность по обеспечению единства измерений
1. Деятельность по обеспечению единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений основывается на законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений и осуществляется:
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и государственному надзору в области обеспечения единства измерений;
государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии, руководство и координацию деятельности которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений;
Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, руководство которыми осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений;
метрологическими службами;
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в системе аккредитации в области метрологии.
2. Распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и государственному надзору в области обеспечения единства измерений осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации.
3. Основными задачами государственных научных метрологических институтов являются:
фундаментальные и прикладные научные исследования, экспериментальные разработки и научно-техническая деятельность в области метрологии;
разработка, совершенствование, содержание, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц величин;
участие в разработке проектов нормативных документов по вопросам обеспечения единства измерений;
проведение обязательной метрологической экспертизы положений нормативных правовых актов, содержащих требования к измерениям, средствам измерений и стандартным образцам;
создание и ведение Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений и предоставление сведений, содержащихся в нем;
участие в международных работах в области метрологии;
проведение испытаний средств измерений и стандартных образцов в целях утверждения типа.
4. Государственные научные метрологические институты могут также выполнять иные работы и оказывать услуг в области обеспечения единства измерений.
5. Основными задачами государственных региональных центров метрологии являются:
проведение поверки средств измерений, в том числе средств измерений, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации;
совершенствование, содержание и применение государственных эталонов единиц величин, используемых для обеспечения прослеживаемости других эталонов единиц величин и средств измерений к государственным первичным эталонам.
6. Государственные региональные центры метрологии могут также выполнять иные работы и оказывать услуги в области обеспечения единства измерений.
7. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет научно-техническую метрологическую деятельность по воспроизведению национальной шкалы времени и эталонных частот, по определению параметров вращения Земли, а также по обеспечению потребности страны в эталонных сигналах времени и частоты и в информации о параметрах вращения Земли.
8. Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке, испытанию и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях обеспечения единства измерений на основе их применения, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений.
9. Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе их применения, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерения.
10. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов действуют в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статья 22. Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти
1. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, создают в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ и (или) оказания услуг по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции.
2. Права и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Глава VIII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений
Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений
1. Юридические лица, их руководители и индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, необоснованно препятствующие проведению мероприятий государственного метрологического надзора и (или) не исполняющие в установленный срок предписания, постановления федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. За ненадлежащее проведение поверки средств измерений и несоблюдение установленного порядка проведения поверки ответственность несет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым проводилась поверка.
Статья 24. Ответственность должностных лиц
1. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по государственному метрологическому надзору, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, и подведомственных им организаций в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае противоправных действий (бездействия), признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обжалование действий (бездействия) должностных лиц не приостанавливает реализацию их предписаний.
ГлаваIX. Финансирование работ и оплата услуг по обеспечению единства измерений
Статья 25. Финансирование работ по обеспечению единства измерений за счет средств федерального бюджета
За счет средств федерального бюджета финансируются расходы на:
разработку, совершенствование, содержание государственных первичных эталонов единиц величин;
фундаментальные исследования в области метрологии;
проведение работ, связанных с деятельностью Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;
разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений;
проведение работ по государственному метрологическому надзору;
проведение сличений государственных первичных эталонов единиц величин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин зарубежных стран;
уплату взносов Российской Федерации в международные организации по метрологии;
создание и ведение Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений;
оплату проведения работ экспертов по аккредитации в области метрологии, привлекаемых на договорной основе для проведения работ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию.
Статья 26. Оплата услуг по обеспечению единства измерений
1. Услуги по обязательной метрологической экспертизе положений проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих требования к измерениям, средствам измерений и стандартным образцам, и поверке средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверку которых осуществляют государственные региональные центры метрологии, оплачиваются по регулируемым органами государственной власти ценам в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.
2. Услуги по проведению испытаний средств измерений и стандартных образцов с целью утверждения их типа, аттестации методов и (или) методик измерений, а также поверки средств измерений, не вошедших в перечень, указанный в части 1 настоящей статьи, калибровки и метрологической экспертизе, указанной в частях 2 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Глава X. Заключительные и переходные положения
Статья 27. Переходные положения
1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, кроме нормативных правовых актов Российской Федерации, относящихся к законодательству о техническом регулировании, должны быть приняты в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, действуют нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, принятые во исполнение Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4871-1 "Об обеспечении единства измерений", а также метрологические правила и нормы, установленные до 12 марта 2004 года, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
3. Документы, выданные в соответствии с метрологическими правилами и нормами, указанными в части 2 настоящей статьи, сохраняют силу до окончания срока их действия.
Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 23, ст. 811);
статью 7 Федерального закона от 10 января 2003 года № 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 167).
Президент
Российской Федерации